Как правильно работать с аудио и видео… И не разочароваться в себе

Многие начинающие изучать английский язык беспокоятся о том, что они не могут воспринимать речь (саундтрэк видео или аудиозапись) на слух. На начальных – и не только – этапах обучения об этом не стоит волноваться.

Адекватное восприятие речи на слух возможно только при хорошем владении языком, и требует подстройки уха под речь Вашего собеседника.

Индивидуальные особенности речи, диалектические варианты произношений слов и звуков часто сбивают с толку неподготовленного слушателя.

Речь носителя английского языка льётся гораздо быстрее речи русского – уже одно это затрудняет восприятие. Прибавьте к этому привычные английские liaisons (слияния) и reductions (проглатывания безударных гласных), и речь сливается в неразделимый на элементы поток и становится полностью неразборчивой. Тем более что никакие базовые методики изучения языка ни в коем случае не предполагают учёт разговорных «вольностей» и сокращений речи, а начинающих зачастую ставят в тупик даже самые простые отклонения от упрощённых языковых стандартов.

Посему, если Вы смотрите фильм или слушаете новости на английском, даже не «заморачивайтесь» по этому поводу: для восприятия требуется хорошее знание лексики и умение (пред)угадывать текст, что подразумевает долгие и близкие отношения с языком. Особенно это относится к фильмам – материалу, абсолютно не призванному осуществлять учебные функции.

Изучение английского языка путём работы над Вашим любимым американским или английским фильмом – предприятие весьма сомнительное. Не старайтесь нахвататься цитат из Star Wars или Pride and Prejudice: возможно, Вам это и удастся, но впоследствии Вы можете обнаружить, что практическое применение такого знания более чем ограниченно.

Кроме того, получение «реальной» пользы от просмотра фильмов подразумевает довольно сложный и трудоёмкий учебный процесс. Я пробовал это на практике, мне было интересно, но слушатели быстро уставали и теряли желание погружаться с головой в активный метод взаимодействия с потоком аудиотекста.

Гораздо проще и пользительнее использовать песни в качестве необременительного способа расширить свой английский, но, опять же, это возможно только под руководством опытного педагога, поскольку далеко не все группы и исполнители (коварно игнорируя наши нужды) представляют нам материал, который является практичным и полезным для наших с Вами образовательных целей. Этой теме будет посвящена отдельная статья.

Если же Вы испытываете трудности при восприятии учебных аудио- и видеотрэков, диалогов и коротких высказываний, являющихся частью Вашей учебной методики, – видимо, действительно, настала пора воспользоваться некоторыми простыми способами быстро улучшить способности понимать слышимую речь. На начальном этапе это может занять ощутимое количество времени, но в конце концов Вы обнаружите, что дело того стоит.

© Алексей Астапенков

Понравилась статья?
Нажмите на "социальную кнопку", чтобы поделиться с друзьями.